... | 12 | всепостранично | ... |
Туда и обратно. А зачем? (По мотивам двух последних частей "Властелина Колец") |
Андрианов А. | полный цикл |
Капитан большого океанского лайнера к пассажирам:
Вот и я начну с того хорошого, что я увидел во второй и третьей частях "Властелина Колец". А понравилось многое. Поединок Гендальфа и древнего бога. Атака онтов. Горлум. Теоден. Урукхаи. Летающие драконы назгулов. Наконец появились доспехи и персонажи сразу приняли более нарядный и сказочный вид. Да и более мужественный тоже. Но главное это, конечно, экшн штурма Минас Тирита - города королей. Сцена со слонами это шедевр. Keine aber, keine ob*. Наверное это лучший фрагмент всего фильма. Думаю по зрелищности в единицу времени он певосходит атаку металлических головастиков на Зеон в третьей Матрице. Кстати, погонщики слонов были раскрашены весьма толково и выразительно. Железный дракон с горящей пастью? Это супер! Динамика сражений без нареканий. Наконец, панорамные съёмки гор просто великолепны.
А теперь о том, что не понравилось. По моему мнению, картина "Властелин Колец"-это роскошный, блестящий, изумительно красивый, но совершенно пустой кубок, в котором нет ни капли живительной влаги, что-бы утолить жажду разумного, доброго и вечного. А хотелось.
Восковые лица и стеклянные глаза. Кругом восковые лица и стеклянные глаза. У Арагорна стеклянные глаза, у Фродо, у Арвин, у наместника Гондора. Они все какие-то замороженые. Король мертвецов был и то эмоциональнее. Надо бы послать запрос в музей восковых фигур Мадам Тюссо. Не пропала-ли часть экспонатов? Самым живым в третьей части был орк из башни, который хотел полакомиться Фродо. Наверное актёра долго не кормили и ему не пришлось входить в роль. Немного дышал Теоден. Слегка шевелился Сэм. И всё. Кирдык.
Арагорн наследник трона? Арагор странник? Вы шутите! Разве есть в его лице что-то от бремени власти, наследником которой он является. Разве оно обветрено от многочисленных путешествий и походов? Разве в его словах мы слышим мудрость будущего короля? Может вы и слышите, но я нет. Нигде по фильму царственная кровь Арагорна не трансформируется в действие. На любое задание он идет с такой неохотой, что просто невозможно смотреть. Вдобавок Арагорн позаимствовал у Фродо дурную привычку молча хлопать глазами. И только в конце Арагорн меня порадовал - на своей коронации он наконец помыл голову:) Леголас и Гимли без изменений. Правда Гимли иногда шутит. И даже удачно по сравнению с остальными, ввиду того, что он единственный и шутит. А Леголас - душка. Большего и не надо: Фродо и Сэм. О! здесь открылось много нового...
Гендальф в третьей части валяет дурака. Вместо применения волшебства он лупит орков посохом. Теоден. В принципе мне он понравился. После того как порозовел от шоковой терапии Гендальфа. Он единственный, кто похож на короля. Он единственный кто КОМАНДУЕТ войсками, а не кричит лозунги: "ни шагу назад", "вперёд сволочи", "победа или смерть". Это тоже надо, не спорю. Но должен быть также и кто-то, кто знает когда, куда и сколько солдат отправить. И для этого всего-то нужно две-три фразы вставить. Но фишка в том, что это надо сделать убедительно. Теоден также единственный из человеческих персонажей (Горлум не в счёт) на лице которого заметны оттенки чувств. Видимо потому, что лицо у него не отглажено утюгом, как, например, у Фродо. Есть чем мимику строить. Горлум. Этот цифровой парень с запасом переиграл всех "живых" актёров. Мимика, жесты - всё было на высоте. Горлум хорош и убедителен. Весьма убедителен. А по компъютерному исполнению - так просто шедевр. Фарамир. Если уж выбирать короля Гондора между Арагорном и Фарамиром, я выбираю Фарамира. Этот парень всё-же действовал. Проводил партизанские рейды, защищал переправу на реке. И всё сам, без Гендальфа, без королевской крови, без зелёных мертвецов и с отцовской нелюбовью. Итак, главные герои за исключением Теодена, Горлума и Фарамира в целом неинтересны. Если вы ещё сомневаетесь - приведу такой аргумент. Все считают - фильм затянут. Я же так не считаю. Планы второй и третьей части выстроены, на мой взгляд, в целом верно и в нужной длительности. (За исключением сцены с последним кораблём на Запад. Вот она точно была не нужна) Но откуда тогда ощущение затянутости? А оттуда, что затянутость возникает из-за крупных планов лиц и фигур персонажей: Арагорна, Фродо, Сэма, наместника Гондора, короля эльфов и других. Арагорн так долго смотрел в зал в третьей части; я уж думал, что он ждет аплодисментов.
Кольцо Власти по фильму как-то ничем особым себя не проявило. Конечно, невидимость это круто, но кольцо власти должно давать именно власть, т.е. способность направлять волю других. Что-то Горлум с кольцом за 200 лет не стал королём. А вот Фродо стал бы? В пердыдущей статье, я говорил о трёх важных решениях, которые принял Фродо. Но он принял также и четвёртое - "Одеть кольцо власти". А это не шутки. Ведь это предательство всех, кто погиб, чтобы Фродо дошёл. Что-же случилось с несгибаемым Фродо? Джексон молчит, поэтому придётся разбираться самому. Фродо дошёл. Он преодолел сотню препятствий. Он стал другим. Он уже не наивный парнишка из Шира. Испытания закалили его волю и дали новый жизненный опыт. Вот он стоит на краю обрыва и одним щелчком может отправить в небытие Саурона и всю его армию. Вдумайтесь! Саурона - великого волшебника, которого боится сам Гендальф! Да Гендальф просто слабак! Он не смог бы донести кольцо! И никто из них не смог-бы! Только я смог! Только я способен совладать с кольцом! Только я достоин носить его! Я! Я! Я! Я - Фродо гигант! Я - Фродо монстр! Они думают - я маленький Фродо? Полурослик? Ну я им покажу! Саурон будет у меня в ногах ползать! И т.д. и т.п.
Боевые действия в картине по части достоверности это одно сплошное больное место. Итак, часть 2-я. Арагорн вместе с волком падает в пропасть. Меча у него нет. А дальше мы видим его плывущим по реке аки деревянного и далее вынесенного на отмель уже с мечом на бедре в ножнах! То что Арагорн падая с не менее чем 30-ти метрового обрыва успел отцепиться от лохматой гиены и не разбился о воду, я ещё в состоянии проглотить. Как никак герой, наследник трона. Но вложить меч в ножны и плавать с ним по реке без сознания это уже снобизм. И уже совсем мелочью смотрится тот факт, что как только нашего бойца прибило к берегу, к нему сразу подошла лошать, что-бы отвезти куда следует. Она, умница, конечно бежала за ним по берегу: Странно только, что она не зашла ещё в воду и не выловила его. Шибко умная, однако. Зачем лезть в холодную воду, когда хозяина и так выкинет где-нибудь? С лошадьми во второй части вообще худо. Например, дочь великого царя коневодов плетётся в Хельмову Падь пешкодрапом. А лихая атака Гендальфа галопом с 45 градусного склона это верный способ угробить всю кавалерию без помощи урукхаев. При таком угле местности вся атака превратилось бы в месиво из катящихся кубарем людей и коней. А если-бы они спускались серпантином, то потеряли бы скорость и подставили арбалетчикам урукхаев незащищённые бока. Треть отряда была бы расстреляна, прежде, чем добралась до подножья. И даже удрать было-бы очень сложно. Т.к. удирать надо было-бы вверх по склону. Кроме того лощина по которой они спускались с двух сторон была зажата скалами, что делало невозможным любой фланговый маневр. Но ничего. Святым духом и Гендальфом всадники Рохана пролетают прямо над приготовленными для них четырёхметровыми копьями урукхаев. Или взять другой фрагмент. Эовин достает меч и машет им, а Арагорн блокирует. Ну казалось-бы к чему здесь придраться? Но не судите опрометчиво. К большому сожалению, она именно машет мечом, а не рубит им. Машет, как деревянной палкой вытащенной из плетня и выглядит при этом соответствующе: - "Деревенская девушка вздумавшая поиграть в Зену - королеву воинов". Что? Джексону жалко было нанять для неё какого-никакого фехтовальщика? Чтобы дал с десяток уроков. Всего-то надо было сделать три взмаха! Но ничего. На поле брани у Минас Тирита Эовин играючи рассекает полутораметровой толщины шею дракона, а затем и грозного назгула прирежет как свинью на бойне. Третья часть изобилует новыми приёмами стратегии и тактики. Гендальф проявляет себя "великим" полководцем. Он сообщает солдатам у ворот что-то вроде: - "Стойте здесь смелые воины Гондора! Вас никто не сдвинет". Тут в пролом ворот залетаю три тролля и расшвыривают всех к чёртовой матери. Далее Гендальф отдаёт "ценные распоряжения" трёх типов: "стоять", "не бояться", "отступать". Да, конечно, только такими заклинаниями можно наладить оборону города! Говорят, что вид бегущего полковника в мирное время вызывает смех, а в военное панику. А как вам вид великого мага и чародея, который сломя голову носится по всему Минас Тириту? Город уже дышит на ладан, но тут на выручку приходят всадники Рохана. Перед боем они почему-то призывают к себе смерть, а не победу. И старуха с косой была от них совсем недалеко в виде десятка боевых слонов. Однако, всех выручил как обычно Арагорн. Он слазил к мертвецам и сказал - "Пошли, ребята" и ребята пошли. Будучи не из плоти и крови, но управляясь с железными мечами, проклятая армия отметелила всех. Возникает вопрос. А почему бы Арагорну сразу не наведаться к злобным зелёным человечкам? И не послать их, например, в Мордор. Они бы и башню завалили и красный глаз выкололи. Нет, этот будущий государь откладыват дела на потом. Авось пронесёт? А стоило ему корону посулить таки он и совсем сбрендил. Говорил ему Гимли; - "Оставь зелёных ребят для Чёрных Врат". А он - "Всех отпускаю! Все свободны! Лети, лети лепесток...". Вот нахал. Пришёл, показал чужой меч, потом всех отпустил, а потом с тысячью солдат стоял внутри кольца из десяти тысяч орков. Вот молодца! Вот герой! Вот умён не по годам будущий король Гондора! Он видете ли законный наследник! Ну скажите мне по чести, где, на какой минуте Арагорн продемонстрировал хоть какие-то признаки государственного мышления? Он ловко орудовал мечом, это да! Но если-бы королями становились все, кто успешно режет глотки, мы бы уже получили Мордор не киношный, а настоящий.
Дорога в столицу Рохана проходит между могил. Так не бывает. Нигде в мире дорога живых не проходит через землю мёртвых, она всегда там только заканчивается. Это ведь интуитивно понятно: нельзя земными делами тревожить мертвых. Но только не Джексону. Ради красивости холмиков с цветами он пренебрегает этим важным правилом. Непонятно зачем защищать длинную стену в Хельмовой Пади, за которой ничего нет. От сигнальных костров на вершинах нет дыма. А как раз дым заметен днём, а вовсе не огонь. Костёр не может соперничать с Солнцем. Но это такая мелочь, правда? Наместник Гондора собирается спалить себя внутри замка. Или вместе с ним? Обычно погребальные костры складывают на открытом воздухе. То место где сбрендивший папа Фарамира поливал себя маслом, на мой взгляд было совершенно неприспособлено для этой задачи. Тронный зал Минас Тирита до боли напоминал зал Золотого Города. Те же габариты, те же колонны, такие же расстояния между ними, такая-же входная дверь; только цвет зала другой: там под дерево, здесь под камень. Глядя на это возникает неприятное ощущение, что на тебе сэкономили. Золотой дворец был какой-то очень маленький и не золотой. Он больше походил на замок небогатого феодала, чем на столицу великого царства, не говоря уже о страшных чёрных лачугах у подножья. Что это за нелепые шлемы с клювами нацепили Фродо и Сэм в Мордоре? Они в них выглядели смешно и жалко.
Итак, опять двадцать пять. Добро опять выглядит нерешительным, слабым и бестолковым. Победы добра результат не мужества, не подготовки, не мастерства, а курьёз стечения обстоятельств. Арагорн, кайфуя, плавает в речке. Гендальф к третьей части обзавёлся прогрессирующим склерозом и позабыл все заклинания. Ну скажите на милость! чем он помог осаждённому городу по своей прямой профессии, как чародей? Он даже костёр не смог зажечь - послал хоббита. А эта пасторальная сцена на кровати Фродо? Я всё ждал будет ли Леголас тоже прыгать на кровати? Но этого зрелища меня лишили9 Подитоживая хочу сказать; - "По большому счёту у меня к Джексону только две претензии: зло у него ативнее, жизнеспособней добра, а актёры не играют роли, а занимаются отбывательством". И это всё. Но этого достаточно, что-бы красивый фильм стал бессмыслицей, конфеткой - обманкой. Вроде всё и красиво, но внутри пустота. И это при том, что к подбору актёров у меня нет претензий! Трудно представить себе более удачную четверку хоббитов! И Арагорн, и Гендальф, и Леголас и остальные - все убедительно похожи на своих книжных геров. Некоторые - Фродо, Гендальф, Саруман, Леголас, гениально похожи. Я не верю, что они не могли сыграть лучше! Тут, как мне кажется, вина режиссёра, в том, что он уготовил им именно такие невыразительные, флегматичные трактовки характеров. Были бы они чуть поживее - глядишь и добро вышло бы поинтереснее. P/S/
P/P/S
| |
наверх: | |