... | 12 | всепостранично | ... |
Последний Ветеран | 2008
Андрианов А. | концепция | идея |
|
Подождите!
Идёт загрузка иллюстраций. |
Может быть мы даже и не заметим этого перехода, когда величайшая трагедия и величайший подвиг уйдут от нас в зыбкую даль легендарного, когда не у кого будет спросить; - «Дедушка – расскажи, как это было». С чем останемся мы после этого перехода? Что для нас будет Великая Отечественная Война? Сила идущая из глубины поколений или глава одного из учебников школьной программы? Должен ли каждый из нас готовится к этому моменту или может быть не стоит придавать значения событиям которые были так давно? Дел то вон сколько вокруг: работа, кредит, отпуск…
Говорят, истина высказанная – есть ложь. Видимо потому, что есть вещи, которые никакими словами не опишешь, которые можно только почуствовать. Поэтому сложно описать словами, как ушедшие поколения дают силу нам, ныне живущим, как они своими победами и своими поражениями спасают нас от отчаяния и дают дерзость взглянуть в глаза самого Времени. Помнить о той войне тяжело, ибо неизбежно сталкиваешься со страданием и смертью. Но разве мы будем жить вечно? Чему смогут научиться у нас наши далёкие потомки? Силу мы им передадим, или слабость? Какой символ, какой образ себя мы отправим через годы в будущее?
В России много памятников той Войне. Но, кажется, нет ни одного, в создании которого, как символа, участовала бы вся страна. Про который каждый мог бы сказать; - «Есть здесь и моя горсть Земли».
Представляется, что символ этот должен иметь самые простые формы: курган земли, площадка и большой камень-монолит наверху с надписью 1941-1945. Безо всякой скульптурной обработки. Ориентация грани с надписью решающего значения не имеет. Это может быть восток или запад, а если сооружение будет возведено вблизи Москвы, то, возможно, на Москву. По склонам кургана могут быть установлены меньшие камни, от каждого посёлка и каждого города нашей страны, а возможно и из других стран бывшего СССР, чтобы любой житель, приезжающий сюда мог найти «свой» камень. Отправка такого камня – дело сугубо добровольное. И должно осуществляться исключительно за счёт пожертвований жителей населённого пункта. Иначе пропадёт ощущение «всеобщности» комплекса. Если население данного населённого пункта слишком малочисленно для осуществления такого действия, то ему может помогать население более многочисленного населённого пункта. На каждом камне – надпись с названием населённого пункта и, возможно, района или области.
Камни могут отличаться по форме и размеру, но должны быть, очевидно, ограничения на максимальный и минимальный размеры. Максимальный размер не должен превышать рост человека т.е. 1,5-1,7 м, а минимальный быть меньше 0,5-0,6 м по высоте (от поверхности земли, после установки). Должны быть ограничения на сумму измерений по высоте, ширине и длинне, т.е. на объём. Ограничения на материал не предусматриваются, за одним исключением: это не должен быть искусственный материал, например, бетон. Высота главного камня-монолита 15-18 м. Такой размер выбран исходя из отношения к среднему росту человека (1,7 м) как 10:1. При указанном отношении человек ещё будет соизмерим с высотой монумента. При отношении больше 10-12:1 уже вступает в действие правило «много меньше», а всё-же не очень приятно чувствовать себя «мошкой». Как ни крути, хочется быть соизмеримым с прошлыми поколениями. Вокруг монолита организется кольцевая смотровая площадка с шириной кольца от 20 до 30 метров. Одна из стенок монолита должна быть плоской для нанесения надписи, остальные могут иметь сравнительно произвольную форму. В нижней части монолита по периметру могут быть нанесены на всех языках народов СССР слова: - «Великая Отечественная Война». Сие опять-таки по желанию. Определение “монолит” здесь употребляется в том смысле, что внешне главный камень должен быть безшовным. Очевидно, что вырубить и доставить такой объект целиком будет невозможно, даже при современном уровне техники. Поэтому допустимо изготовить главный камень из крупных блоков, но тщательно заделать швы. Предпочтительны натуральные материалы: гранит, базальт, диабаз. Применение бетона с отделкой из натурального камня является недопустимым т.к. получится обман какой-то. Что мы всей страной несколько тысяч тонн гранита не найдём? Чай не золото и не уран.
Сам курган представляется двухступенчатым. Первая ступенька-порог – насыпь выcотой 15-18 м, с наклоном 35-45 градусов. Между первой насыпью и основной – горизонтальная площадка шириной не менее 25-30м. На насыпи первой ступени и горизонтальной площадке памятные камни не устанавливаются. Назначение «первой ступени» символически оторвать человека от повседневных дел, перед восхождением на основную ступень комплекса. На горизонтальной площадке должна быть проложена широкая пешеходная дорожка с лавочками, здесь могут быть установлены пункты питания, туалеты и т.д. Ширина горизонтальной площадки может быть неодинакова по периметру. Например, ширина во фронтальной части может быть 30 м, а в тыловой 150-250 м. Такая ширина может понадобится для обустройства площади проведения торжественных мероприятий. Внутри насыпи первой ступени могут быть расположены инженерные и музейные помещения с тем ограничением, что данные помещения не должны попадать под периметр верхнего кургана.
Высота основной насыпи относится к высоте первой ступени, как 4:1. Т.е. её высота 60-72 м. Наклон склонов от 15 до 35 градусов. Таким образом высота расположения верхней площадки, относительно основания будет 75-90м,. Что позволит сооружению доминировать практически в любом месте постройки. Зона установки памятных камней начинается на высоте 3м от начала насыпи и заканчивается на 3м ниже уровня верхней площадки. План основания не должен быть правильной геометрической фигурой вроде круга или овала. Иначе получится всё слишком «математично».
Для быстрого подъёма на верхнюю площадку должны быть предусмотрены 3-4 прямых лестницы. А для передвижения малогабаритной техники, которая будет обслуживать комплекс – спиральная дорога. Между этими основными артериями должны быть проложены по склонам пешеходные дорожки произвольной формы и направления, вдоль которых и будут устанавливаться памятные камни. Т.е. установка камней не должна подчиняться какой либо специальной симметрии. Расположение дорожек и камней в максимальной степени должно выглядеть естественным. Здесь была бы важна точно рассчитанная случайнасть, как в японских садах камней.
Предпочтительным местом постройки комплекса представляется Подмосковье. В частности окрестности г. Зеленограда. Между городской чертой и Пятницким шоссе здесь имеется естественная удобная возвышенность, сравнително удалённая от крупных строений и с хорошей панарамой. Близость к шоссе и железнодорожной станции обеспечит удобство и простоту посещения комплекса, а также строительства. Есть и исторические предпосылки. В районе города, а точнее железнодорожной станции Крюково, немецкие войска были остановлены в 1941 году, и именно из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе, от перекрёстка, являющегося въездом в г. Зеленоград, в Москву были доставлены и захоронены у кремлёвской стены останки Неизвестного Солдата.
Наиболее логичным представляется финансирование постройки комплекса исключительно на добровольные пожертвования граждан. Потому, что каждый вклад –память каждого человека. Довольно сложно пока представить память юридических лиц. Здесь может быть, наверное, только два исключения. Первое для общественной организации, которая собственно и будет заниматься строительством. Второе для действий от имени группы лиц населённого пункта, желающей установить памятный знак. Имя, фамилия, отчество каждого участника строительства, независимо от размера вклада в общее дело указывается на специальной металлической или каменной таблице. Сумма вкладов не разглашается. Т.к. важно отношение вклада к доходу вкладчика, а не его абсолютный размер. Для кого то ведь и миллион «не деньги». Для обеспечения высокого уровня доверия – весь «приход» и весь расход должен быть открытой информацией. В «приходе» указывается ежедневная приходящая сумма, в «расходе» сумма, назначение платежа, и координаты организации или частного лица, работа которых оплачивается, а также плановые сроки её завершения. В дополнение можно сказать, что примеры строительства подобных объектов были как в истории России, так и в Мировой истории. В России это был храм Христа Спасителя, а из Мировой истории можно указать собор Святого Семейства в Барселоне, который строится уже без малого 120 лет.
Представления автора о внешнем виде комплекса приведены ниже. Размеры сооружения, пропорции, детали могут быть изменены профессиональными архитекторами (и организаторами) при разработке проекта строительства на основании законов архитектуры за исключением следующих моментов, являющихся неотъемлимыми смысловыми частями комплекса:
| |
наверх: | |