... | 12 | всепостранично | ... |
Алтай 2004 | 2004
Андрианов А. | полный цикл |
|
Подождите!
Идёт загрузка иллюстраций. |
Мимо цели Вылет из Шереметьево-1 в 23:50; 4 часа полёта на Ту-154 и мы вместо Барнаула приземляемся в Новосибирске :)))
На этот раз попали куда надо. Вместо 7 утра прилетели в 11. Погода хорошая. Новосибирский маневр экипажа остался для нас загадкой. Нас встречает водитель. Мы кидаем рюкзаки в газель и трогаемся. Ехать нам 12 часов...
От Барнаула и до обеда Дорога от Барнаула до Бийска поразила меня одним. Я никак не мог понять: - "То-ли подмосковье перенесли в Сибирь, то ли, наоборот, вокруг столицы открыли филиал сибирской природы". Берёзы, сосенки, поля, болота на слабовсхолмлённой равнине. Дежа-Вю, одним словом. В Бийске (около 140 км от Барнаула) делаем дозаправку. Наша Газель бегает на газу и бензине. Заправляемся газом. Жарко. Но с высокого берега Бии, в зыбком мареве полудня, уже видны они - Алтайские Горы! До первых отрогов 50-70 километров. Вот оно - первое ощущение нереальности - видеть эту мощь поднимающуюся над равниной. После Бийска и до деревни Сростки, родины Шукшина (ок. 40 км от Бийска), дорога мало изменилась. Зато потом пошли холмы уже никак не сравнимые с подмосковными. Оказывается Шукшин жил на самой границе гор. На последнем холме:) До Шукшина равнина, после уже предгорье. Подъём, спуск и понимаешь - здесь уже власть Алтая, власть равнины осталась позади. Ещё 75 км и обед. За название населённого пункта не поручусь но, кажется, Манга. Рядом, за невысоким хребтом город Горно-Алтайск. Но его не видно. Обед - супер! Борщ, манты, салат, кофе. И новое ощущение: - предгоря кончились. Дальше будет всё "по серьёзному". Чуйский тракт Первые 50 км: много машин, много людей. Справа Катунь. Мощная река. В воде большие скалы. Перед ними буруны. Куча фирм предлагает рафтинг. Кто-то уже плывёт, кто-то грузится. В общем жизнь вдоль дороги бурлит не хуже чем на реке. За Катунью горы. "Неожиданно" высокие. Как-то сразу такими стали :) Слева тоже горы. И они всё выше. Сворачиваем направо. По подвесному мосту (других на Алтае я не видел) переезжаем Катунь. Зрелище величественное: мощная река, причудливые скалы в русле, справа и слева высокие зелёные горы. Но останавливаться некогда, мы сильно опаздывем, а впереди ещё 450 км дороги и 4 перевала. Летим по горной дороге. Где возможно Валера, наш водитель выжимает из газельки 100-110 км. Нагоняет время. Я не водитель, но на подъёмах машина "не умирала". Не 110, конечно, но и не 20. Валера объяснил - "Потому, что на газу едем". В тонкости я вникать не стал. Семинский перевал. Первый и самый высокий на нашем пути. 1894 метра. Останавливаемся, даём машине "перекурить". Спава за жутковатого вида четырёхметровым забором бегают роллеры. (Роллеры это такие люди, которые, когда снега нет, вместо лыж одевают на ноги металлические планки о двух колёсах каждая). Но бегают не только они. И "Динамо" бежит и "все" бегут. Примерно в километре правее и на 150 метров выше тренировачная база спортсменов. Ох и набегаются они:) А забор это не для того чтобы несчастные не убежали. Это снегозащитное сооружение, чтобы зимой перевал не заметало. Если вы уже устали - сели-встали, сели-встали Уже долго едем. Некоторые наши пассажиры успели поспать несколько раз. Некоторые сейчас спят. И напрасно. Пейзаж приобретает фантастические черты: высокие, часто многоствольные лиственницы, под ними подушковидный низкорослый кустарник. Это именно то, что представлешь когда говорят слово - "Тайга". Суровая красота, беспощадная к слабому. Горы: справа лесистые, слева причудливые скалы. Окола поста ДПС съезжаем с Чуйского тракта. Горы становятся... ниже и... основательней. Шестым чувством понимаешь - вот он настоящий Алтай, вот его сердце. По дороге проезжаем нечастые сёла. Сейчас алтайцы селятся в избах на русский манер, но во дворе почти каждого дома стоит традиционное жильё - аил, ныне часто используемое как летняя кухня. Как жаль, что мы так торопимся, нет возможности остановиться и заснять этот "коренной" Алтай. Я пробовал снимать из машины, но при такой тряске получилась одна мазня. Во всём вокруг разлито спокойствие и основательность. Небольшая река слева удивительно прозрачная и неспешная. Я бы сказал, что она течёт в своё удовольствие, аккуратно обтекая каждый камушек на пути. Дорога то асфальт, то грунтовка, поэтому мы периодически то наглухо закупориваем машину, но открываем все окна нараспашку, чтобы остудить рагорячённые внутренности нашей Газельки. Нельзя сказать, чтобы горы вокруг выглядели такими уж неприступными или опасными. Но после перевала ощущение "Здесь тебе не Тут" пришло и больше не покидало меня до самого возвращения. Спокойная сила - вот что веет от алтайских гор. Не рвущаяся наружу сила пенных ущелий Кавказа, а именно спокойная, неторопливая сила, которая тем не менее, если захочет, может доконать кого угодно. Хребты невысоки, но как оказалось впоследствии довольно круты. И за каждым хребтом встаёт ещё десять таких-же. Алтай - Горная Страна. Хребты здесь не сосредоточены вдоль главного, осевого, а хаотически разбросаны на площади 300.000 кв. км. Не находишься. Единственное, что нарушало разлитое вокруг спокойствие, это наша рвущаяся вперёд Газелька. Интересно как она выглядит вон с той вершины? Маленькое жёлтое пятнышко в облаке пыли на серебристой ленте дороги, торопящееся вернуться домой к ночи. Машин на дороге почти нет. За 100 км пути обогнали один камаз и ещё уазик. Навстречу была пара штук, но какие уже не помню. При таком раскладе, хочешь-не хочешь, а будешь писать слово Газелька с большой буквы:))) После второго первала открылись знаменитые алтайские степи. Горы стали ещё ниже, расстояния между ними ещё больше. Феерическое зрелище: предвечернее солнце, дорога убегает в степь, у неопределённого горизонта которой тенями серого и зелёного стоят горы, справа невысокие скалистые останцы, слева надвигающийся вечер и телеграфные столбы вдоль дороги создающие бесконечность... Бесконечность закончилась довольно крупным посёлком Усть-Кан. Не иначе районный центр. Короткий ужин и снова в путь. Хотя солнце ещё высоко, небо уже наливается вечерней тяжестью. Ещё одна короткая остановка на "таможне" (местное название поста). Пост - фургончик в степи на перекрёстке дорог. Через асфальтированнную дорогу - шлагбаум, грунтовка такой чести лишена. Снаружи три пограничника, один из них вооружён автоматом. Все рады размять косточки, а солнце бросает в нас свои последние лучи. "Таможенники" переписывают наши паспорта, выдают пропуск, который надо будет вернуть на выезде и отпускают с миром. После третьего перевала справа к дороге пристраивается Катунь. Здесь она совсем не такая какой я её видел с подвесного моста. Там кофейная с большой примесью молока, а здесь прозрачная с невероятным изумрудным оттенком. И что самое удивительное Катунь мерно журчит, а вовсе не ревёт, как подобало бы такой крупной реке. Несмотря на то, что мы находимся в верхнем течении Катуни, падение высоты в русле реки здесь совсем небольшое. Око Вселенной Впереди горный перевал Громотуха. С 200-метровой высоты открывается величественный вид на Катунь. Горы вплотную прижимаются к реке и вдруг отступают. Мы выезжаем в Уймонскую степь. Первый населённый пункт в Уймонской степи - районный центр Усть-Кокса. Здесь даже есть аэропорт, в который мы могли бы прилететь из Барнаула за 40 минут по второму маршруту доставки. Но я, как вы наверное уже догадались, ничуть не жалею о проделанном пути. От Усть-Коксы до турбазы Высотник "рукой подать", всего 60 километров :) Наша Газелька летит по Уймонской степи. Солнца уже давно нет, его видят только вершины окружающих гор, но фирменное алтайское небо с бирюзовым отливом ещё освещает нашу дорогу. По рассказам Валеры природа Уймонскую степь балует. Какая-бы дурная погода не крутилась вокруг, в Уймонской степи есть место где облаков не бывает никогда! Называется сиё чудо - "Око Вселенной". Только он не знает где это место, а сейчас надо всей Уймонской степью облаков нет. Они сгрудились по правому краю у Катуни. Мы выезжаем за пределы Уймона и "свет выключают" - наступила ночь. Горная дорога ночью зрелище любопытное, особенно когда мы догнали грузовик, который поднимал в свете фар столбы пыли. Обогнать невозможно. Сделали "санитарную" остановку - пусть уползёт. Вылезли из Газельки и ночь окутала нас. Долго беседовать с ночью наедине как-то не хотелось, поэтомы мы не стояли больше, чем необходимо ;)
Высотник встретил начинающимся дождём. Быстро побросали вещи по комнатам. Баня. Ужин. Нам представляют нашего инструктора... Вероника поведёт нас к подножию Белухи. У меня впрочем никакого скепсиса. Помню как в Крыму наша группа пыхтела пытаясь угнаться за инструкторм Яной. Кстати, о нашей нынешней группе. С Аней, Наташей и Русланом и Раисой вы уже знакомы, со мною, я думаю, тоже. А ещё с нами Лев Александрович, его дочь Маша, Витя, Ваня Слава и Надя. Уже за полночь, однако. Всем спать :) | |
наверх: | |